^Вверх

Проведём один из вечеров за просмотром «мужественного» кино.

Вспомним картины о сильных поступках, героических подвигах и людях, которые, не жалея собственной жизни, защищают других.

1. «Батальонъ» (2015)

Драма Дмитрия Месхиева о героическом подвиге женщин, воевавших на фронтах Первой мировой войны — далеко не первый фильм, где в кадре запечатлены представительницы слабого пола, сражающиеся за Родину. В военном эпосе «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого девушки-добровольцы вступали в смертельную схватку с гитлеровскими диверсантами, а в картине «В небе «ночные ведьмы»» советские летчицы 46-го авиационного полка, сбрасывающие авиабомбы на гарнизоны противника, наводили страх на пехотинцев вермахта и ассов люфтваффе. «Батальонъ» – новая эмоциональная история о сильных женщинах в униформе, которая окончательно опровергла фразу «У войны не женское лицо».

2. «Мы из будущего» (2008)

Фантастическая история про молодых людей, которые мистическим образом оказываются на передовой Великой Отечественной и испытывают на собственной шкуре все ужасы кровопролитной войны. За два часа экранного времени режиссер фильма Андрей Малюков, уже давно зарекомендовавший себя в качестве мастера картин «военной тематики», становится педагогом гражданско-патриотического воспитания и закладывает в юные и непутевые головы героев (и в головы потенциальных зрителей) чувства уважения к героическому прошлому.

3. «Сталинград» (2013)

Эпическая драма Федора Бондарчука, посвященная самому кровопролитному сражению Второй мировой войны, вызвала огромное количество дискуссий и полярных мнений по поводу художественной ценности фильма. Но очевидным остается факт, что голливудские стандарты изображения, трехмерные эффекты и музыка маститого кинокомпозитора Анджело Бадаламенти позволили сформировать новый взгляд на трагические события русской истории, понятный массовой аудитории, привыкшей разговаривать на языке высокобюджетных блокбастеров. Поэтому неудивительно, что жюри американской киноакадемии, неравнодушное к масштабным киноаттракционам, в 2013 году включило «Сталинград» в лонг-лист претендентов на «Оскар».

4. «Матч» (2012)

Эмоциональная история с нетривиальным сюжетом, позволяющая дополнить образ защитника Отечества спортивной формой и вратарскими перчатками. Легендарные футбольные матчи киевского «Динамо», игравшего в оккупированном Киеве со сборной вермахта, впервые воплотились на экране еще в 1962 году в советском фильме «Третий тайм», где знаменитых спортсменов-героев сыграли Леонид Куравлев, Вячеслав Невинный и Юрий Волков. На этот раз роль капитана футбольной команды Николая Раневича доверили непревзойденному мастеру ЖЗЛ-образов Сергею Безрукову, в глазах которого на каждом крупном плане читается слегка искаженная фраза Александра Невского: «Кто с мячом к нам придет, тот от мяча и погибнет».

5. «Брестская крепость» (2012)

Историческая драма «Брестская крепость» с первого кадра завораживает обилием деталей, необходимых для того, чтобы создать контраст двух времен — мирного и военного. Тихая атмосфера висящего на волоске мира с танцами под звуки военного оркестра и нежными поцелуями в армейском доме культуры спустя мгновение сменяется жестокими сценами оглушающей войны, где за взрывами авиационных снарядов не слышны ни крики смертельно раненых горожан, ни звуки искореженной медной трубы. В кровавом эпическом боевике Александра Котта настоящие защитники сражаются до последнего патрона, передают сигналы о помощи до онемения пальцев рук и с полувзгляда узнают гитлеровского диверсанта по форме гвоздей на подошве солдатских сапог.

6. «Битва за Севастополь» (2015)

Честная, не пытающаяся оглушать спецэффектами или обволакивать сладким и приятным дымом патриотизма военная драма Сергея Мокрицкого рассказывает ещё одну историю выдающегося женского героизма. Фильм основан на автобиографии легендарного советского снайпера Людмилы Павличенко, истребившей более 300 фашистов во время Великой Отечественной войны, получившей в США прозвище Леди Смерть и на короткой ноге общавшейся с Элеонорой Рузвельт. Отправившаяся на фронт с университетской скамьи, закалённая боями и потерями, Людмила с её пристреляной винтовкой и хрупкими плечами стала символом несгибаемого духа русской армии. Юлии Пересильд удалось глубоко вжиться в эту роль.

7. «28 панфиловцев» (2016)

Картина Кима Дружинина и Андрея Шальопы, основанная на знаменитой легенде, возникла среди современного кино о Великой Отечественной войне подобно гранитному памятнику. Описанная некогда военным корреспондентом Александром Кривицким с баснословным количеством допущений битва 1941-го у разъезда Дубосеково за годы превратилась в миф о героизме советских солдат, в рамках которого историческая правда отступает перед правдой мифологической. Кинематограф обеспечил эту поднятую народом на щит историю дополнительным снаряжением в виде суровых батальных пейзажей под тревожным пепельным небом, броских спецэффектов с летящими в экран комьями земли и снега, лихих манёвров камеры и драматично гибнущих героев.

8. «Прощаться не будем» (2018)

Как и бойцы 316-й панфиловской дивизии, герои фильма Павла Дроздова сражаются с немецкими захватчиками на подступах к Москве — но уже под Калининым (ныне Тверь). Одна из самых надрывных сюжетных схем в военном кино — сопротивление из последних сил в ожидании подкрепления — сплетена в картине с детективными коллизиями. В октябре 1941-го, после череды неудач советских войск, между многотысячной гитлеровской армией и столицей России остаётся только калининский гарнизон в две тысячи человек. На помощь курсантам и ополченцам должна прийти 5-я стрелковая дивизия, но диверсант в рядах НКВД делает всё, чтобы не допустить этого. Майору Павлу Сысоеву (Андрей Мерзликин) придётся бросить все силы на то, чтобы вычислить шпиона.

9. «Собибор» (2018)

Картина, возродившая память о небывалом подвиге, — единственном коллективном побеге из фашистского концлагеря, — стала режиссёрским дебютом Константина Хабенского. Героическая история восстания бесчеловечно угнетаемых, но не павших духом узников нацистского лагеря Собибор под предводительством красноармейца Александра Печерского — пример несгибаемой твёрдости перед лицом жестокого врага. Исторические события октября 1943-го восстановлены в фильме по книге Ильи Васильева, в которую вошли опубликованные ранее воспоминания самого Печерского. Вписанная в художественно кристаллизованное пространство нравственных аксиом непридуманная история в очередной раз подтверждает: «никто не забыт, ничто не забыто».

10. «Т-34» (2018)

В ряду выпущенных в 2018-м «танковых» картин о Великой Отечественной войне блокбастер Алексея Сидорова (режиссёра «Бригады» и «Боя с тенью») выгодно выделяется фирменным лихим настроем и русским размахом. За всё лихое отвечает здесь настоящий танк Т-34 и его экипаж «гладиаторов» во главе с курсантом Ивушкиным, которого сыграл Александр Петров. За размах — съёмки на территории Музея Гетто в чешском Терезине, масштабные декорации вроде железнодорожной станции, построенные специально для фильма, камеры, изобретательно втиснутые в кабины реальных танков, и другие грандиозные и прицельные попадания в аутентичность. Фильм рассказывает о пленных советских солдатах, которые, управляя легендарной «тридцатьчетвёркой», сумели переквалифицироваться из живых мишеней в неуловимых мстителей.

den zash 2022 02